Copyright © by
web-master:Шахов Е.А.
263-375-763
content:Шахова Л.И.
494-626-628

Факультет психологии
Факультет психологии

163002 г.Архангельск,
пр.Ломоносова,2 каб.321
Телефон: 64-37-50
E-mail деканат

ГОУ ВПО "Поморский государственный университет имени М.В.Ломоносова"
     

Экспериментальная психология

Пояснительная записка

Теоретический курс экспериментальной психологии предполагает изучение методологических подходов к организации и проведению психологического исследования.

Первая часть курса знакомит студентов с категориальным аппаратом экспериментальной психологии, принципами организации экспериментального исследования и логикой вывода.

Вторая часть основана на изучении конкретных экспериментальных схем.

Данная учебная дисциплина актуальна для практикующих психологов, так как их работа требует конкретной психодиагностической и психокоррекционной деятельности. Такая деятельность, чтобы быть эффективной, предполагает тщательное и обоснованное планирование, умение отслеживать результаты, правильно их фиксировать и анализировать.

Целью курса является формирование у студентов основ научного понимания изучаемой психической реальности, научного мышления, которое предполагает освоение нормативов рассуждения психолога при проведении исследования.

Задачи курса:

    1. Изучить современные способы организации психологических исследований.

    2. Ознакомить со способами планирования и экспериментального контроля.

    3. Познакомить с конкретными приемами реализации экспериментальных схем.

    4. Ознакомить с гипотетико-дедуктивным методом рассуждения по отношению к получаемым опытным данным.

    5. Изучить способы контроля за выводом и возможности обобщения результатов в случае использования различных экспериментальных схем.

    6. Научить анализу и оценке уже проведенных или планируемых исследований.

Примерное тематическое планирование курса

Название разделов и тем

Всего часов

Аудиторные

занятия (час.)

В том числе

Самост. работа

 

лекции

практ. зад.

 

Раздел 1. Общие вопросы и категориальный аппарат экспериментальной психологин.

 

 

 

 

 

Тема 1. Научное исследование, его принципы и структура

8

2

4

2

 

Тема 2. Проблема становления экспериментального метопа в психологии.

8

2

2

4

 

Тема 3. Метод наблюдения.

8

2

2

4

 

Тема 4. Психологическая основа психического эксперимента.

4

 

2

2

 

Тема 5. Представление об эксперименте как активном методе.

20

4

6

10

 

Тема б .Система гипотез в эксперименте.

8

2

2

4

 

Тема 7. Установление экспериментального эффекта.

8

2

2

4

 

Тема 8. Эксперимент как гипотетико- дедуктивный метод при проверке психологических гипотез.

8

2

2

4

 

Тема 9. Валидность психологического эксперимента

16

4

4

8

 

Тема 10. Лабораторный и искусственный эксперимент.

8

 

4

4

 

Раздел 2. Основные экспериментальные схемы

 

 

 

 

 

Т ема 11. К лас сификация экспериментальных планов. Истинные экспериментальные планы.

36

6

12

18

 

Тема 12 .Корреляционный подход в исследовании.

12

2

2

8

 

Тема 13. Квазиэкспериментальный подход в психологическом исследовании.

20

4

6

10

 

Тема 14. Интерпретация данных исследования.

4

 

 

4

 

Тема 15. Достоверные и артефактные выводы в экспериментальном исследовании. Анализ и самостоятельное планирование эксперимента

12

4

4

8

 

ИТОГО:

180

36

54

90

 

Содержание курса

Раздел 1. Общие вопросы и категориальный аппарат экспериментальной психологии.

Тема 1. Научное исследование, его принципы и структура

Наука как особый способ деятельности человеческого общества. Научная революция и нормативная наука, парадигма. Принципы верифицируемости и фальсифицируемости. История становления методологии науки. Принципы научного метода. Постулаты научного метода. Структура научной теории. Научное исследование: виды и этапы. Классификация исследовательских методов. Измерение как метод и методика, его особенности.

Тема 2. Проблема становления экспериментального метода в психологии

Вклад Вундта, Фехнера в становление экспериментального метода. Экспериментальная интроспекция. Исследование в форме поведенческого эксперимента. Вклад отечественных ученых в развитие. Современные мотивы экспериментального исследования. Понятие метода и методики. Типы эмпирических данных с точки зрения фиксации, цели исследования, способов получения. Классификация эмпирических данных по Кеттеллу. Критерии объективности психологических исследований.

Тема 3. Метод наблюдения

Общая характеристика, особенности наблюдения, как метода и как методики. Классификация событий: единицы и категории наблюдения. Квантификация методом event sampling, time sampling, рейтинговых процедур. Проблемы объективности и субъективности данных. Ошибки наблюдателя. Виды наблюдения.

Тема 4. Психологические аспекты психологического эксперимента

Психологический эксперимент как совместная деятельность испытуемого и экспериментатора. Социальные психологические аспекты психологического эксперимента. Типы испытуемых, мотивация участия в эксперименте. Методы контроля личности испытуемого на эксперимент.

Норма эксперимента. Инструкция. Влияние личности экспериментатора на результат, типичные ошибки экспериментатора, способы их контроля. Описание экспериментальной ситуации. Принятие экспериментальной задачи. Типы экспериментальных ситуаций и стиль общения испытуемого и экспериментатора. Рекомендации по организации экспериментального общения. Этика психологического исследования.

Тема 5. Представление об эксперименте как активном методе исследования

Противопоставление эксперимента другим методам исследования. Эксплораторный и конфирматорный эксперимент, их взаимосвязь, ее алгоритм исследования. Этапы эксперимента. Экспериментальная выборка - критерии формирования и стратегии отбора групп. Виды переменных в эксперименте. Схемы задания уровней независимой переменной. Функциональный контроль независимой переменной как условие планирования эксперимента. Проблема операционализации переменных. Внешние переменные и способы их контроля: балансировка, контрбалансировка, элиминация, константность условий. Основные нормативы экспериментальной деятельности. Условия для реализации причинного вывода. Психологическое понимание причинности. Проблема обобщения результатов.

Тема 6. Система гипотез в эксперименте

Виды психологических гипотез. Проверка каузальной гипотезы как специфика экспериментального метода. Требования к формировке каузальных гипотез. Уровни гипотез: теоретические, экспериментальные, контргипотезы, конкурирующие объяснения, статистические гипотезы. Зависимость уровня и широты обобщений от вида гипотез и способов их проверки. Эксперимента с научными и практическими целями.

Тема 7. Установление экспериментального эффекта

Установление экспериментального эффекта при реализации интраиндивидуальных и межгрупповых схем исследования. Значение формального планирования, измерения переменных и использования ковариации для установления экспериментального эффекта. Измерение переменных, как условие установления экспериментального эффекта: измерение переменных и психологические шкалы; количественное представление экспериментальных данных.

Тема 8. Эксперимент как гипотетико-дедуктивный метод при проверке психологических гипотез

Проблема обобщения как форма контроля за выводами. Индуктивные законы вывода (законы Милля) при решении о результате действия независимой переменной. Дедуктивный вывод по силлогизму modus tollens и асимметрия выводов при проверке «истинности» теоретических обобщений. Требования к валидным выводам. Понятие открытости экспериментальной гипотезы для дальнейших проверок.

Тема 9. Валидность психологического эксперимента

Планирование как средство повышения валидности эксперимента. Мысленные образцы эксперимента по Готтсданкеру. Виды валидности при оценке эксперимента. Факторы угрожающие внутренней валидности эксперимента по Кемпбеллу. Типы эксперимента и оценка конструктной и внешней валидности. Эксперимент полного соответствия. Валидность эксперимента и валидность выводов. Валидность как цель экспериментального контроля. Компоненты формального и содержательного планирования. Выбор планов по Готтсданкеру. Содержательное планирование и выбор типа эксперимента. Статистические решения и формальное планирование. Зависимость обобщения от типа эксперимента.

Способы повышения внутренней валидности при реализации межгрупповых схем. Первичный контроль как способ повышения внутренней валидности в интраиндивидуальных схемах. Систематические, несистематические смешения, ненадежность данных, симметричные и асимметричные, однородные и неоднородные эффекты. Основные интраиндивидуальные схемы: случайная, квазислучайная последовательность, регулярное чередование, позиционное уравнивание.

назадвверх
*разрешите JavaScript и/или нажмите "F5"
Rambler's Top100


Яндекс цитирования