Copyright © by
web-master:Шахов Е.А.
263-375-763
content:Шахова Л.И.
494-626-628

Факультет психологии
Факультет психологии

163002 г.Архангельск,
пр.Ломоносова,2 каб.321
Телефон: 64-37-50
E-mail деканат

ГОУ ВПО "Поморский государственный университет имени М.В.Ломоносова"
     

Психология развития и возрастная психология

Пояснительная записка

Программа ''Психология развития и возрастная психология'' разработана в соответствии с государственными требованиями к обязательному минимуму содержания образовательной программы Государственного образовательного стандарта. Читается студентам II курса специальности ''Психология''.

Каждый раздел программы включает в себя теоретическую и практическую части. Весь курс строится на принципах научности, системности, доступности, связи с жизнью.

Цель курса: построение системной модели человеческой жизни.

Задачи курса:

    1. Построение логики научного познания и основных подходов к изучению психологических явлений.

    2. Формирование представлений о специфике и характере психического развития человека.

    3. Изучение феномена человеческого развития в целом – в его филогенетических, антропогенетических, онтогенетических и микрогенетических аспектах.

Место курса в профессиональной подготовке выпускника:

В результате изучения дисциплины студенты учатся видеть психологический факт конкретного человека (определенного пола и возраста), с учетом возрастных особенностей, анализировать и прогнозировать развитие конкретных составляющих психики человека. Курс основывается на базовых занятиях общей психологии и позволяет выстраивать межпредметные связи.

Примерное тематическое планирование курса

Наименование разделов, тем

Всего часов

Ауд. занятия

(час.) В том числе

Сам. работ

(час.)

лекции

семинар ы

Раздел 1. Предмет, задачи и литоды возрастной психологии и психологии развития. Тема 1.1. Возрастная психология и психология развития: общее и различное.

8

2

2

4

Тема 1.2. Методы возрастной психологии.

4

 

2

2

Раздел 2. Проблема условий и движущих сил психического развития ребенка в онтогенезе. Тема 2.1. Проблема условий и движущих сил психического развития в зарубежной психологии.

36

8

10

18

Тема 2.2. Проблема движущих сил психического развития ребенка в отечественной психологии.

12

2

4

6

Тема 2.3. Естественно - научная и культурно - историческая парадигмы психического развития.

4

2

 

2

Тема 2.4. Базовые категории возрастной психологии и психологии развития.

16

4

4

8

Раздел 3. Особенности психического развития человека на различных возрастных стадиях. Тема 3.1. Младенческий возраст.

12

2

4

6

Тема 3.2. Ранний возраст.

12

2

4

6

Тема 33. Дошкольный возраст.

16

4

4

8

Тема 3.4. Младший школьный возраст.

16

4

4

8

Тема 3.5 .Психологические особенности подростка.

12

2

4

6

Тема З.б. Юношеский возраст.

12

2

4

6

Тема 3.7. Психология зрелых возрастов.

20

4

6

10

ИТОГО

180

38

52

90

Содержание курса

Раздел 1.

Предмет, задачи и методы возрастной психологии и психологии развития

Тема 1.1. Возрастная психология и психология развития: общее и различное

Предмет возрастной психологии – закономерности психического развития человека в онтогенезе, особенности психических процессов и личности на различных стадиях жизненного цикла от рождения до завершения жизненного пути. Предмет психологии развития – закономерное изменение человека во времени и связанное с этим факты и явления психической жизни, разнообразные процессы макро – и микропсихического развития вообще.

Место возрастной психологии и психологии развития в системе психологического знания. Историческое возникновение возрастной психологии. Актуальные проблемы возрастной психологии.

Тема .1.2. Методы возрастной психологии

Связь между пониманием предмета возрастной психологии и методами исследования психического развития. Критерии научности методов исследования. Типы исследования. Стратегия исследования.

Наблюдения, эксперимент в возрастной психологии. Метод тезисов в исследовании развития. Проблема диагностики психического развития в современной психологии. Метод анализа продуктов деятельности. Значение кросс – культурных исследований для решения задач возрастной психологии.

Раздел 2.

Проблема условий и движущих сил психического развития ребенка в онтогенезе

Тема 2.1. Проблема условий и движущих сил психического развития в зарубежной психологии

Биогенетический подход к закономерностям психического развития ребенка. Концепция рекапитуляции (Ст.Холл, Д.Болдуин).

Факторный подход в понимании движущих сил психического развития в онтогенезе. Теория преформизма. Теория трех ступеней К.Бюллера. Нормативный подход к развитию психики ребенка. Закон затухания темпов психического развития ребенка (А.Гезелл, А.Бине, Л.Термен). Проблема психического развития ребенка в структурной психологии (К.Коффка). Современные варианты теории биологического созревания (Н.Хомский, Д.Хебб).

Роль среды и научения в психическом развитии ребенка. Классический ассоцианизм (Д.Локк, Д.Гартли). Теория ''чистой доски''. Проблема развития поведения в бихевиоризме и необихевиоризме (Д.Уотсон, Э.Торндайк, Б.Скиннер).

Эволюция теории социокультурного научения (Н.Миллер, Р.Сирс, А.Бандура, У.Бронфенбреннер).

Теория конвергенции двух факторов в психическом развитии ребенка В.Штерна. Проблема движущих сил психического развития ребенка в психоанализе (З.Фрейд). Психоанализ детства (М.Клайн, А.Фрейд, Д.Винникотт). Конструктивный подход к пониманию психического развития ребенка. Концепция интеллектуального развития Ж.Пиаже.

Социокультурный подход в исследовании детского развития (У.Бронфенбреннер, П.Балтс). Концепция психического развития А.Валлоне. Основные понятия и стадии психосоциального развития в эпигенетической концепции Э.Эриксона.

Тема 2.2.Проблема движущих сил психического развития ребенка в отечественной психологии.

Концепция культурно – исторического развития психики человека Л.С.Выготского. Проблема движущих сил психического развития ребенка в современной отечественной психологии.

Роль осмысленной предметной деятельности в психическом развитии ребенка. Зависимость развития от содержания и структуры деятельности (А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн). Понятие ведущей деятельности (А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин). Психическая деятельность как продукт интериоризации внешней предметной деятельности субъекта (А.Н.Леонтьев, П.Я.Гальперин, А.В.Запорожец). Роль общения в психическом развитии ребенка (М.И.Лисина). Проблема соотношения обучения, созревания и развития в современной психологии.

Тема 2.3. Естественно–научная и культурно–историческая парадигмы психического развития.

Критерии сравнения 2-х научных парадигм психического развития, источник развития, форма психического развития, специфика развития.

Тема 2.4. Базовые категории возрастной психологии и психологии развития

Категория развития. Единица анализа психического развития. Проблема возраста. Структура психологического возраста. Динамика возраста. Критерии развития. Специфика развития. Типы психического развития. Законы детского развития. Проблема возрастной периодизации.

Раздел 3.

Особенности психического развития человека на различных возрастных стадиях

Тема 3.1. Младенческий возраст

Пренатальное развитие, его особенности. Психологическая характеристика акта рождения. (О.Ранк, Х.Лагеркранц, С.Гроф). Социальная ситуация рождения в младенческом возрасте. Основные закономерности развития сенсорных процессов в младенческом возрасте. Возникновение и развитие акта хватания. Психологические особенности младенца к концу первого года жизни. Кризис одного года, его причины и психологический смысл.

Тема 3.2. Ранний возраст

Характеристика социальной ситуации развития в раннем детстве. Предметно-орудийная деятельность – ведущая деятельность ребенка раннего возраста. Генезис и стадии развития игры в раннем возрасте. Основные закономерности развития восприятия, речи, памяти в раннем детстве. Кризис трех лет. Причины, феноменология, психологическое значение и пути разрешения кризиса.

Тема 3.3. Дошкольный возраст

Общая характеристика социальной ситуации развития ребенка дошкольного возраста. Особенности развития форм общения с взрослым (М.И.Лисина) и со сверстниками. Влияние типов семейного воспитания на развитие личности ребенка.

Сюжетно-ролевая игра как ведущая деятельность дошкольного возраста. Критический обзор теория игры в зарубежной психологии (Г.Спенсер, К.Гросс, К.Бюлер, В.Штерн, Ф.Бойтендайк, Ж.Пиаже). Теории детской игры в психоанализе. Проблема игровой деятельности в отечественной психологии.

Характеристика других видов деятельности дошкольника. Развитие восприятия в дошкольном возрасте. Развитие мышления в дошкольном возрасте. Развитие функций и форм речи в дошкольном возрасте. Развитие памяти. Развитие личности в дошкольном возрасте. Развитие Я-концепции, особенности самооценки. Проблема психологической готовности к школьному обучению. Основные показатели психологической готовности ребенка к школе. Кризис семи лет, его причины и особенности протекания.

Тема 3.4. Младший школьный возраст

Характеристика социальной ситуации развития в младшем школьном возрасте. Учебная деятельность как ведущая деятельность. Структура и общие закономерности формирования учебной деятельности (Д.Б.Эльконин). Основные стадии адаптации ребенка к школе как процесса освоения новой социальной ситуации развития и овладения учебной деятельностью. Причины школьной дезадаптации. Развитие мотивов учения. Динамика изменения отношения к учению на протяжении младшего школьного возраста.

Место других видов деятельности в психическом развитии младшего школьника. Социальная жизнь младших школьников.

Содержание обучения как основного источника умственного развития в школьном возрасте. Возрастные особенности и возрастные возможности усвоения знаний. Проблема формирования основ научного мышления в начальной школе (Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов). Теория планомерного формирования умственных действий и понятий и ее значение для оптимизации учебной деятельности (П.Я.Гальперин). Проблема осознания речи, ее элементов, ее функций и форм при разных вариантах обучения (Д.Б.Эльконин, А.К.Маркова, С.Н.Карпова). Основные психологические новообразования младшего школьного возраста: рефлексия, анализ, планирование. Особенности развития восприятия и внимания. Память младшего школьника. Развитие личности младшего дошкольника. Особенности развития Я-концепции.

Тема 3.5. Психологические особенности подростка

Проблема «кризиса» подросткового возраста. Анатомо-физиологические и психологические предпосылки перехода к подростковому возрасту. Роль полового созревания. Роль гетерохронности органического, полового и социального развития в возникновении подросткового возраста.

Теории подросткового возраста (Ст.Холл, Э.Шпрангер, Ш.Бюллер, Э.Эриксон, К.Левин, Ж.Пиаже). Психологическая Характеристика подросткового возраста в трудах Л.С.Выготского. Проблема ведущей деятельности подростка (Д.Б.Эльконин, Д.И.Фельдштейн). Роль общения со сверстниками в психическом развитии развитии подростка. Учебная деятельность подростков. Формирование личности в подростковом возрасте.

Тема 3.6. Юношеский возраст

Юношеский возраст в периодизации целостного жизненного цикла (Э.Шпрангер, Ш.Бюлер, А.Фрейд, К.Левин, Э.Эриксон, Л.И.Божович, Д.Б.Эльконин). Переходный характер юношеского возраста в различных культурах. Проблема ведущей деятельности юношеского возраста. Развитие общения в юношеском возрасте. Нарушения формирования идентичности. Основные закономерности развития самосознания. Развитие образа Я. Самоопределение и построение жизненных планов во временной перспективе как основное новообразование юношеского возраста. Развитие воли и способы к самоуправлению.

Тема 3.7. Психология зрелых возрастов

Критерии «зрелой взрослости». Соотнесение хронологического, биологического, психологического и социального возраста. Легальный и функциональный возраст (Д.Биррен). Задачи развития как основа выделения периодов зрелости (Р.Хевигхерст, Д.Левинсон). Молодость как начальный этап зрелости и вступлеия во взрослую жизнь. Переход к средней зрелости как нормативный кризис (около 30 лет), обусловленный расхождением между идеальной моделью «мечты» образа жизни и реальностью. Переход к зрелости (около 40 лет) как нормативный кризис в развитии, «перелом жизни». Зрелость как вершина жизненного пути. Проблема развития познавательных процессов в зрелом возрасте. Причины нормативного кризиса 50-55 лет (изменение социальной ситуации развития и возрастная перестройка организма). Проблема долголетия и жизнеспособности. Факторы долголетия. Старость как социальная проблема.

Список литературы

Основная

    Божович Л.И. Этапы формирования личности. М.: Воронеж, 1995.

    Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонения. М., 1990.

    Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти т.т. М., 1982-1984.

    Головей Л.А. Практикум по возрастной психологии. СПб., 2001.

    Дети, лишенные родительского попечительства. Хрестоматия / Под ред. В.С.Мухиной. М., 1991.

    Запорожец А.В. Развитие восприятия и деятельность; Основные проблемы онтогенеза психики; К вопросу о генезисе, функции и структуре эмоциональных процессов у ребенка // Избр. психол. труды: В 2 т. М., 1986. Т.1.

    Кон И.С. Психология ранней юности. М., 1989.

    Кон И.С. Ребенок и общество. М., 1988.

    Крайг Г. Психология развития. СПб, 2001.

    Крейн Н.У. Теории развития. М., 2002.

    Кулагина И.Ю. Возрастная психология. М., 1999.

    Лангмейер Й., Матейчек З. Психическая депривация в детском возрасте. Прага, 1985.

    Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. М.: Воронеж, 1997.

    Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986.

    Мид М. Культура и мир детства. М., 1988.

    Обухова Л.Ф. Детская психология. М.,1995.

    Обухова Л.Ф. Концепция Ж.Пиаже: за и против. М., 1981.

    Пиаже Ж. Психология интеллекта // Избр. психол. труды. М., 1994.

    Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. М., 1932.

    Психическое развитие младших школьников / Под ред. В.В.Давыдова. М., 1990.

    Принцип развития в психологии / Под ред. Л.И.Анцыферовой. М., 1978.

    Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / Под ред. Л.А.Венгера. М., 1986.

    Сапогова Е.Е. Психология развития человека. М., 2001.

    Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии /Под ред. И.И.Ильясова, В.Я.Ляудис. М., 1980.

    Хрестоматия по детской психологии / Под ред. Г.В.Бурменской. М., 1996.

    Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М., 1989.

    Эльконин Д.Б., Коссаковский А. Основные этапы психического развития. М., 1978.

    Эриксон Э. Детство и общество. СПб., 1996.

    Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996.

Дополнительная

    Бауэр Т. Психическое развитие младенца. М., 1979.

    Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986.

    Гуткина П.И. Психологическая готовность к школе. М., 1993.

    Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986.

    Детская психодиагностика и профориентация / Под ред. Л.Д.Столяренко. Ростов-на/Д, 1999.

    Доман Г. Гармоничное развитие ребенка. М., 1996.

    Дональдсон М. Мыслительная деятельность детей. М., 1985.

    Зейгарник Б.В., Братусь Б.С. Очерки по психологии аномального развития личности. М., 1980.

    Карпова С.Н., Колобова И.Н. Особенности ориентировки на слово у детей. М., 1978.

    Кле М. Психологич подростка. Психосексуальное развитие. М., 1991.

    Кривцова С.В. и др. Подросток на перекрестке эпох. М., 1997.

    Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1981. С. 350-409; 436-480; 481-508; 509-557.

    Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л., 1983.

    Моргун В.Ф., Ткачева Н.Ю. Проблема периодизации развития личности в психологии. М., 1981.

    Поливанова К.П. Кризисы психического развития как предмет психологического анализа // Журнал психологического общества им. Л.С.Выготского. 2000. №1. С.16-24.

    Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб., 2000.

    Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности человека. М., 1988.

    Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. М., 1995.

    Собчик Л.Н. Введение в психологию индивидуальности. М., 1998.

    Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы. М., 1993.

    Хьелл Л., Зиглер Д. Теория личности. СПб., 1997.

    Цукерман Г.А. Школьные трудности благополучных детей. М., 1994.

    Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1978.

Планы семинарских занятий

Раздел 1.

Предмет, задачи и методы возрастной психологии и психологии развития

Тема 1.1 - 1.2. Возрастная психология и психология развития: общее и различное. Методы возрастной психологии.

Семинар 1,2. Предмет, задачи и методы возрастной психологии

1. Предмет возрастной психологии. Историческое изменение предмета возрастной психологии.

2. Исторический анализ понятия детства.

3. Основные теоретические и практические задачи возрастной психологии.

4. Стратегия и методы исследования в возрастной психологии.

5. Стратегия наблюдения.

6. Стратегии эксперимента в экспериментальной психологии.

7. Основные формы констатирующего эксперимента: «продольные» и «поперечные» срезы. «Психология жизненного пути» как предельный вариант констатирующей стратегии исследования.

8. Стратегии формирующего эксперимента.

9. Значение кросскультурных исследований для решения задач возрастной психологии.

Список литературы

    Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977. С. 275-311.

    Ариес Ф. Возрасты жизни //Философия и методология истории / Под ред. И.С.Кона. М., 1977. С.216-245.

    Аснин В.И. Об условиях надежности психологического эксперимента // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / Под ред. И.И.Ильясова, В.Я.Ляудиса: В 2 ч. М., 1980. Ч.1. С. 220-228.

    Валлон А. Психическое развитие ребенка. М., 1967. С.24-38, 188-195.

    Выготский Л.С. История развития высших психических функций // Собр. соч.: В 6 т. М., 1984. Т.3. С.6-41.

    Гальперин П.Я. Запорожец А.В., Карпова С.Н. Актуальные проблемы возрастной психологии. М., 1978. С.4-10, 93-110.

Раздел 2.

Проблема условий и движущих сил психического развития ребенка в онтогенезе

Тема 2.1. Проблема условий и движущих сил психического развития в зарубежной психологии

Семинар 3. Зарубежные концепции психического развития человека

1. Концепция рекапитуляции Ст.Холла.

2. Нормативный подход к развитию психики ребенка и характеристика методов исследования. Система диагностики детского и подросткового возраста А.Гезелла. Лонгитюдный метод исследования. Близнецовый метод. Атлас поведения младенцев. Закон затухания темпа психического развития. Методы тестового обследования интеллектуального развития ребенка (А.Бине. Л.Термен, П.Векслер). Нормативная традиция в современных американских исследованиях (А.Джерсилд, Е.Мак-Коби, Дж.Брунер, И.Вулвил и др.).

3. Теория преформизма К.Бюлера о трех ступенях детского развития.

4. Концепция научения в бихевиоризме и методы исследования психики (Дж.Уотсон, Э.Торндайк, Б.Скиннер). Экспериментальные методики научения – метод лабиринтов, метод проблемных клеток. Законы поведения Э.Торндайка.

5. Структурный подход к исследованию психического развития в гештальтпсихологии (К.Коффка). Принцип структуры. Психофизический метод исследования психики.

6. Теория конвергенции двух факторов в психическом развитии (наследственности и среды) В.Штерна. Понимание среды в концепции В.Штерна. Близнецовый метод в решении вопроса о влиянии наследственности и среды на психическое развитие ребенка. Современное состояние проблемы соотношения роли наследственности и среды в психическом развитии ребенка.

7. Факторная теория психоанализа З.Фрейда. Структурная концепция личности. Психоаналитические методы изучения психических явлений: методика гипнотического внушения, анализ сновидений, метод свободных ассоциаций.

8. Концепция психического развития ребенка А.Валлона.

Список литературы

    Бурменская Г.В., Обухова Л.Ф., Подольский А.И. Современная американская психология развития. М., 1986. С. 7-22, 93-106.

    Валлон А. Психическое развитие ребенка. М., 1967. С. 38-48., 112-179.

    Выготский Л.С. История развития высших психических функций // Собр. соч.: В 6 т. М., 1984. Т.3. С. 41-58, 302-313.

    Выготский Л.С. Предисловие к русскому переводу книги Э.Торндайка «Принципы обучения, основанные на психологии» // Там же. Т. 1. С. 177-195.

    Выготский Л.С. Вступительная статья к русскому переводу книги К.Бюлера «Очерк духовного развития ребенка» // Там же. Т. 1. С. 196-209.

    Выготский Л.С. Проблема развития в структурной психологии // Там же. Т. 1. С. 282-286, 265-271, 288-290.

    Выготский Л.С. Лекции по психологии // Там же. Т. 2. С. 387-397.

    Гальперин П.Я. К вопросу об инстинктах у человека // Вопросы психологии. 1976. № 1. С.28-37.

    Гальперин П.Я. , Запорожец А.В., Карпова С.Н. Актуальные проблемы возрастной психологии. М., 1976. С.52-76.

    Гезелл А. Педология раннего возраста. М., 1932.

    Годфруа Ж. Что такое психология: В 2 т. М., 1991. Т. 2. С. 23-25.

    Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986. С. 19-21.

    Леонтьев А.Н. Об историческом подходе в изучении психики человека //Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1981. С. 350-409.

    Обухова Л.Ф. Детская психология. М., 1995. С. 33-64.

    Психическое развитие ребенка / Под ред. А.В.Запорожца. М., 1969. С 131-162.

    Роль наследственности и среды в формировании индивидуальности человека / Под ред. И.В.Равич-Щербо. М., 1988. С. 3-18, 292-303.

    Рубинштейн С.Д. Основы общей психологии. М., 1946.

    Скиннер Б. Оперантное поведение // История зарубежной психологии. 30-е-60-е годы ХХ века / Под ред. П.Я.Гальперина, А.Н.Ждан. М., 1986.

    Торндайк Э. Принципы обучения, основанные на психологии. М., 1930.

    Уотсон Дж. Психологический уход за ребенком. М., 1930.

    Штерн В. Психология раннего детства. СПб., 1922. С. 18-23.

    Эльконин Д.Б. Детская психология. М., 1960. С. 5-22.

Семинар 4. Развитие личности и эмоционально-волевой сферы

1. Теория классического психоанализа З.Фрейда (понятия, стадии психосексуального развития).

2. Школы психоанализа. Психоанализ детства в исследованиях М.Клейн и А.Фрейд.

3. Основные понятия и стадии психосоциального развития в эпигенетической концепции Э.Эриксона. Ритуализация как форма преодоления жизненных кризисов личности.

Список литературы

    Бурменская Г.В., Обухова Л.Ф., Подольский А.И. Современная американская психология развития. М., 1986. С. 22-25, 33-36, 69-91.

    Гальперин П.Я., Запорожец А.В. Актуальные проблемы возрастной психологии. М., 1978. С. 37-50.

    Годфруа Ж. Что такое психология: В 2 т. М., 1991. Т.2. С.34-38, 43-46, 60-61.

    Зейгарник П.В. Теории личности в зарубежной психологии. М., 1982. СПб. С. 30-37.

    Развитие личности ребенка / Под ред. А.М.Фонарева. М., 1986.

    Фрейд А. Введение в детский психоанализ. М., 1991.

    Ярошевский М.Г. История психологии. М., 1985. С. 329-345, 377-397.

Семинар 5. Психологический анализ развития поведения

1. Проблема развития поведения в классическом бихевиоризме.

2. Эволюция теории социального научения и основные экспериментальные исследования.

Список литературы

    Бурменская Г.В., Обухова Л.Ф., Подольский А.И. Современная американская психология развития. М., 1986. С.22-25, 33-36, 69-91.

    Гальперин П.Я., Запорожец А.В. Актуальные проблемы возрастной психологии. М., 1978. С. 37-50.

    Годфруа Ж. Что такое психология: В 2 т. М., 1991. Т.2. С.34-38, 43-46, 60-61.

    Зейгарник П.В. Теории личности в зарубежной психологии. М., 1982. С.6-12, 30-37.

    Развитие личности ребенка / Под ред. А.М.Фонарева. М., 1986.

    Фрейд А. Введение в детский психоанализ. М., 1991.

    Ярошевский М.Г. История психологии. М., 1985. С. 329-345, 377-397.

Семинар 6,7. Исследование познавательного развития

1. Исходные принципы и основные понятия теории интеллектуального развития ребенка Ж.Пиаже.

а) клинический метод исследования мышления в ранних работах Ж.Пиаже;

б) учение Ж.Пиаже об эгоцентрической позиции ребенка. Проблема соотношения эгоцентрической речи и мышления (Ж.Пиаже, Л.С.Выготский); в) учение Ж.Пиаже о развитии операционального интеллекта;

г) стадии интеллектуального развития;

д) соотношение интеллекта с другими психическими функциями в концепции Ж.Пиаже.

2. Проблема исследования познавательных процессов в когнитивной психологии (Дж.Брунер). Характеристика различных подходов: «кумулятивная концепция интеллектуального развития» (Р.Ганье, Р.Кинголи), «информационный подход» (Д.Клер, дж.Уоллес), изучение «чувствительности к новому опыту» (Р.Сиглер).

Список литературы

    Бурменская Г.В., Обухова Л.Ф., Подольский А.И. Современная американская психология развития. М., 1986. С.22-25, 33-36, 69-91.

    Выготский Л.С. Мышление и речь. // Собр. соч.: В 6 т. М., 1982-1984. Т.2. С.5-295.

    Гальперин П.Я. К исследованию интеллектуального развития ребенка //Вопросы психологии. 1969. № 1. С.5-16.

    Гальперин П.Я., Запорожец А.В., Карпова С.Н. Актуальные проблемы возрастной психологии. М., 1978. С. 37-50.

    Годфруа Ж. Что такое психология: В 2 т. М., 1991. Т.2. С.19-23, 50-53, 34-38, 60-61, 43-46.

    Дональдсон М. Мыслительная деятельность детей. М., 1985.

    Зейгарник Б.В. Теория личности в зарубежной психологии. М., 1982. С. 6-12, 30-37.

    Обухова Л.Ф. Детская психология. М., 1995. С. 65-176.

    Пиаже Ж. Проблемы генетической психологии // Вопросы психологии. 1956. № 3. С. 30-47.

    Пиаже Ж. Как дети образуют математические понятия // Вопросы психологии. 1966. № 4. С. 121-127.

    Развитие личности ребенка / Под ред. А.М.Фонарева. М., 1986.

    Фрейд А. Введение в детский психоанализ. М., 1991.

    Ярошевский М.Г. История психологии. М., 1985. С. 329-345, 377-397.

Тема 2.2. Проблема движущих сил психического развития в отечественной психологии

Семинар 8, 9. Культурно-историческая концепция психического развития Л.С.Выготского

1. Учение Л.С.Выготского о предмете детской психологии, единице анализа психики и методе ее исследования.

2. Понятие высших психических функций. Законы психического развития.

3. Проблема периодизации в работах Л.С.Выготского: понятие возраста, значение кризисов в психическом развитии ребенка. Основные принципы генетического исследования психического развития.

4. Понятие условий, источников и движущих сил психического развития.

5. Проблема обучения и развития в работах Л.С.Выготского. Ведущая роль обучения в развитии ребенка. Понятие «зоны ближайшего развития», его теоретическое и практическое значение. Проблема сензитивных периодов. Учение о системном и смысловом строении сознания.

6. Теоретическое и практическое значение культурно-исторической концепции Л.С.Выготского.

Список литературы

    Божович Л.И. Значение культурно-исторической концепции Л.С.Выготского для современных исследований психологии личности // Научное творчество Л.С.Выготского и современная психология: тезисы докладов Всесоюзной конференции 23-25 июня 1981 г. М., 1981. С. 24-30.

    Божович Л.И. Концепция культурно-исторического развития психики и ее перспективы // Вопросы психологии. 1977. №2. С. 29-35.

    Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. 1978. №4. С.23-25; 1979. №2. С.47-56; 1979. №4. С.23-33.

    Выготский Л.С. История развития высших психических функций // Собр. соч.: В 6 т. М., 1984; Т.3. С.91-114.

    Выготский Л.С. Мышление и речь // Там же. Т.2. С.246-269.

    Выготский Л.С. Орудие и знак в развитии ребенка // Там же. Т.6. С. 53-59.

    Выготский Л.С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте // Выготский Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения. М.-Л., 1935. С.20-32.

    Гальперин П.Я. К вопросу об инстинктах у человека // Вопросы психологии. 1976. №1. С.28-36.

    Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М., 1985. С.3-42.

    Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследования мышления в советской психологии / Под ред. Е.В.Шороховой. М., 1966.

    Гальперин П.Я. Функциональные различия между орудием и средством // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии: В 2 ч. / Под ред. И.И.Ильясова, В.Я.Ляудис. М., 1980. Ч.1. С. 195-203.

    Давыдов. В.В. Виды обобщения в обучении. М., 1972. С.369-378, 395-399.

    Запорожец А.В. Основные проблемы онтогенеза психики; Развитие восприятия и деятельность // Избр. психол. труды: В 2 т. М., 1986. Т.1.

    Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1981.

    Лисина М.И. О механизмах смены ведущей деятельности у детей в первые семь лет жизни // Вопросы психологии. 1978 №5. С. 73-77.

    Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986.

    Обухова Л.Ф. Детская психология. М., 1995. С. 177-192.

    Петровский А.В. Развитие личности и проблема ведущей деятельности // Вопросы психологии. 1987. №1. С.15-26.

    Роль наследственности и среды в формировании индивидуальности человека / Под ред. И.В.Равич-Щербо. М., 1988. С.3-13, 292-303.

    Эльконин Д.Б. Детская психология. М., 1960. С.8-20.

    Эльконин Д.Б. Интеллектуальные возможности младших школьников и содержание обучения // Избр.психол.труды. М., 1989. С. 177-198.

    Эльконин Д.Б. Проблема обучения и развития в трудах Л.С.Выготского // Избр. психолог. труды. М., 1989. С.460-469/

    Эльконин Д.Б.Психология игры. М., 1978. С.33-64.

Семинар 10, 11. Проблема движущих сил психического развития в работах А.Н. Леонтьева, П.Я.Гальперина, А.В.Запорожца, Д.Б.Эльконина

1. Проблема специфичности онтогенеза психики человека. Биологическое и социальное в психике человека. Роль среды и наследственности в развитии ребенка.

2. Зависимость психического развития от содержания и структуры деятельности ребенка.

3. Понятие ведущей деятельности (А.Н. Леонтьев, Д.Б.Эльконин)

4. Психическая деятельность как интериоризация внешней предметной деятельности субъекта (А.Н. Леонтьев, П.Я.Гальперин)

5. Учение о действии в работах А.В.Запорожца, П.Я.Гальперина, Д.Б.Эльконина.

6. Роль общения в психическом развитии ребенка.

7. Проблема периодизации в работах Д.Б.Эльконина.

8. Закон периодизации детского развития.

9. Учение о кризисах детского развития.

10. Проблема обучения и развития в современной отечественной психологии. Связь содержания обучения и психического развития (Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов).

11. Проблемное обучение и развитие мышления ребенка. Теория планомерного поэтапного формирования умственных действий и понятий П.Я.Гальперина, типы учения и их связь с психическим развитием ребенка.

Список литературы

    Божович Л.И. Значение культурно-исторической концепции Л.С.Выготского для современных исследований психологии личности // Научное творчество Л.С.Выготского и современная психология: тезисы докладов Всесоюзной конференции 23-25 июня 1981 г. М., 1981. С. 24-30.

    Божович Л.И. Концепция культурно-исторического развития психики и ее перспективы // Вопросы психологии. 1977. №2. С. 29-35.

    Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. 1978. №4. С.23-25; 1979. №2. С.47-56; 1979. №4. С.23-33.

    Выготский Л.С. История развития высших психических функций // Собр.соч.: В 6 т. М., 1984. Т.3. С.91-114.

    Выготский Л.С. Мышление и речь // Там же. Т.2. С.246-269.

    Выготский Л.С. Орудие и знак в развитии ребенка // Там же. Т.6. С. 53-59.

    Выготский Л.С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте // Выготский Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения. М.-Л., 1935. С.20-32.

    Выготский Л.С. Проблема возрастной периодизации детского развития // Вопросы психологии. 1972. №2. С. 114-123.

    Гальперин П.Я. К вопросу об инстинктах у человека // Вопросы психологии. 1976. №1. С.28-37.

    Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М., 1985. С.3-42.

    Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследования мышления в советской психологии / Под ред. Е.В.Шороховой. М., 1966.

    Гальперин П.Я. Функциональные различия между орудием и средством // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии: В 2 ч. / Под ред. И.И.Ильясова, В.Я.Ляудис. М.. 1980. Ч.1. С. 195-203.

    Давыдов. В.В. Виды обобщения в обучении. М., 1972. С.369-378, 395-399.

    Запорожец А.В. Основные проблемы онтогенеза психики; Развитие восприятия и деятельность // Избр.психол.труды: В 2 т. М., 1986. Т.1.

    Леонтьев А.Н. К теории развития психики ребенка // Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1981. С. 509-538.

    Лисина М.И. О механизмах смены ведущей деятельности у детей в первые семь лет жизни // Вопросы психологии. 1978 №5. С. 73-77.

    Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986.

    Обухова Л.Ф. Детская психология. М., 1995. С. 177-192.

    Петровский А.В. Развитие личности и проблема ведущей деятельности // Вопросы психологии. 1987. №1. С.15-26.

    Роль наследственности и среды в формировании индивидуальности человека / Под ред. И.В.Равич-Щербо. М., 1988. С.3-13, 292-303.

    Эльконин Д.Б. Детская психология. М., 1960. С.8-20.

    Эльконин Д.Б. Заметки о развитии предметных действий в раннем возрасте // Вестник МГУ. Серия 14 «Психология». 1978. №3.

    Эльконин Д.Б. Интеллектуальные возможности младших школьников и содержание обучения // Избранные психологические труды. М., 1989. С.177-198.

    Эльконин Д.Б. Проблема обучения и развития в трудах Л.С.Выготского // Избранные психологические труды. М., 1989. С.460-469.

    Эльконин Д.Б.Психология игры. М., 1978. С.33-64.

Раздел 3.

Особенности психического развития человека на различных возрастных стадиях

Тема 3.1. Младенческий возраст

Семинар 12, 13. Психическое развитие в младенческом возрасте

1. Новорожденный. Коренные изменения образа жизни при переходе от пренатального к постнатальному детству.

2. Переход от новорожденности к младенчеству. Комплекс «оживления».

3. Социальная ситуация психического развития ребенка в младенческом возрасте. Ее динамика.

4. Ведущий тип деятельности в младенческом возрасте и его развитие.

5. Феномен госпитализма.

6. Возникновение и развитие психических процессов у младенца.

7. Формирование потребности в общении.

8. Развитие сенсорных процессов и их связь с моторикой. Опережающее развитие ориентировочной деятельности.

9. Возникновение акта хватания. Его значение для психического развития младенца.

10. Развитие движений и поз. Подготовительные стадии в развитии речи. Возникновение интеллекта.

11. Основные новообразования раннего возраста.

12. Характеристика кризиса первого года жизни. Особенности автономной речи ребенка.

Список литературы

    Бауэр Т. Психическое развитие младенца. М., 1979. С.12-26, 101-120, 122-164, 165-291.

    Валлон А. Психическое развитие ребенка. М., 1967.

    Выготский Л.С. История развития высших психических функций // Собр. соч. В 6 т. М., 1982-1984. Т.3. С.143-144.

    Выготский Л.С. Младенческий возраст // Там же. Т.4. С. 269-318.

    Искольдский Н.В. Исследование привязанности ребенка к матери // Вопросы психологии. 1985. №6. С. 146-152.

    Карпова С.Н., Колобова И.Н. Особенности ориентировки на слово у детей. М., 1978. С.42-50.

    Касаткина Н.К. Очерки развития ВНД у ребенка раннего возраста. М., 1961. С. 13-41, 62-77.

    Кистяковская М.Ю. Развитие движения у детей первого года жизни. М., 1970.

    Лангеймер И., Матейчек З. Психическая депривация в детском возрасте. Прага, 1984. С.47-48, 64-73, 244-253.

    Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986. С.30-46, 62-86.

    Лурия А.Р. Значение опыта Соколянского // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии: В 2 ч. / Под ред. И.И.Ильясова, В.Я.Ляудис. М., 1980. Ч.1.

    Мухина В.С. Детская психология. М., 1985. С. 53-73.

    Обухова Л.Ф. Детская психология. М., 1995. С. 193-212.

    Прейер В. Душа ребенка. Наблюдение над духовным развитием человека в первые годы жизни. СПб., 1912.

    Розенгарт-Пупко Г.Л. Речь и развитие восприятия в раннем возрасте. М., 1948.

    Смирнова Е.О., Рошка Г.Н. Роль общения со взрослыми в развитии предметно-манипулятивной деятельности ребенка на первом году жизни // Вопросы психологии. 1987. №3. С.57-63.

    Уотсон Дж.Б. Психологический уход за младенцем. М., 1929.

    Фигурина Л.Н., Денисова М.П. Этапы развития поведения детей в возрасте от рождения до одного года. М., 1961. С.3-13.

    Эльконин Д.Б. Детская психология. М., 1960. С.23-80.

    Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1978. С.151-157.

Тема 3.2. Ранний возраст

Семинар 14,15. Психология раннего возраста

1. Социальная ситуация развития ребенка.

2. Предметно-орудийная деятельность как ведущий тип деятельности в раннем возрасте. Логика развития предметного действия. Предпосылки к игровой деятельности.

3. Овладение речью в раннем возрасте.

4. Общая характеристика психологических особенностей ребенка. Развитие психических процессов.

5. Психологическое значение кризиса 3-х лет.

Список литературы

    Выготский Л.С. Психология развития человека. М., 2003. С.664-1020.

    Выготский Л.С. Орудие и знак // Там же. Т.6. С.3-14, 21-32, 37-38.

    Выготский Л.С. Ранний возраст // Там же. Т.4. С. 340-368.

    Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. М., 1997. С.272-284.

    Эльконин Д.Б. Детская психология. М., 1960. С.93-137.

    Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1978. С.92-94, 158-166.

Тема 3.3. Дошкольный возраст

Семинар 16,17. Психология дошкольника

1. Социальная ситуация психического развития ребенка в дошкольном возрасте.

2. Игра – ведущий вид деятельности ребенка в дошкольном возрасте. Теории детской игры. Социально-историческое происхождение, структура и функции детской игры. Основные закономерности развития игровой деятельности. Значение игры для психического развития ребенка.

3. Другие виды деятельности дошкольника: изобразительная деятельность, элементарный труд и учение. Восприятие сказки. Их роль в развитии психических процессов и личности ребенка.

4. Развитие психических процессов у дошкольников. Развитие памяти, мышления и речи в дошкольном возрасте. Проблема сенсорного воспитания. Формирование умственных действий и понятий в дошкольном возрасте.

5. Основные психологические новообразования, характеризующие границу дошкольного и младшего школьного возраста: мировоззрение, самосознание. Появление этических и эстетических оценок, соподчинение мотивов, возникновение произвольного поведения. Характеристика кризиса семи лет. Симптом потери непосредственности.

Список литературы

    Божович Л.И. Психологический анализ условий формирования и строения гармонической личности. М., 1981.

    Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. 1966. №6. С.62-76.

    Выготский Л.С. Кризис семи лет // Собр. соч.: В 6 т. М., 1982-1984. Т.4. С.376-386.

    Выготский Л.С. Мышление и речь // Там же. Т.2. С.89-118.

    Выготский Л.С. Орудие и знак в развитии ребенка // Там же. Т.6. С.32-37.

    Генезис сенсорных способностей / Под ред. Л.А.Венгера. М., 1976. С. 1-18, 233-248.

    Карпова С.Н., Лысюк Л.Г. Игра и нравственное развитие дошкольника. М., 1986. С.4-13, 21-27, 131-136.

    Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры // Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1981. С. 481-508.

    Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986. С.75-77, 89-100, 120-133.

    Обухова Л.Ф. Детская психология. М., 1995.

    Обухова Л.Ф. Этапы развития детского мышления. М., 1972. С.34-48, 58-61, 69-87, 142-147.

    Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста / Под ред. Д.Б.Эльконина, Л.А.Венгера. М., 1988. С.12-14, 22-39, 44-45, 56-65.

    Психология и педагогика игры дошкольника / Под ред. А.В.Запорожца, А.Н.Усовой. М., 1966.

    Психология игры в дошкольном возрасте // Психология личности и деятельности дошкольника / Под ред. А,В.Запорожца, Д.Б.Эльконина. М., 1965. С. 108-157.

    Психология детей дошкольного возраста / Под ред. А.В.Запорожца, Д.Б.Эльконина. М., 1964. С. 183-246.

    Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / Под ред. А.В. Запорожца. М., 1986.

    Сенсорное воспитание дошкольников / Под ред. А.В. Запорожца, А.Н.Усовой. М., 1963.

    Эльконин Д.Б. Детская психология. М., 1960. С.148-178, 216-292.

    Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1978. С.16-18, 40, 66-92, 94-112, 271-288.

    Эльконин Б.Д., Эльонинова Л.И. Знаковое опосредование, волшебная сказка и субъектность действия // Вестник МГУ. Серия 14 «Психология». 1993. №2. С.62-69.

Тема 3.4. Младший школьный возраст

Семинар 18,19. Психология младшего школьника

1. Социальная ситуация развития.

2. Проблема психологической готовности к школьному обучению.

3. Учебная деятельность как ведущая: структура, диагностика сформированности и значение.

4. Проблема обучения и психического развития в младшем школьном возрасте.

5. Новообразования в младшем школьном возрасте. Проблема перехода к подростковому возрасту.

Список литературы

    Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968. С.207-246, 247-291.

    Выготский Л.С. Мышление и речь // Собр.соч. М., 1982-1984. Т.2. С.89-118.

    Обухова Л.Ф. Детская психология. М., 1995. С.255-274.

    Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста / Под ред. Д.Б.Эльконина. С.36, 44, 77-94, 255-274.

    Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии: В 2 ч. / Под ред. И.И.Ильясова. М., 1980. Ч.1. С.282-290; Ч.2. С.84-92, 97-100.

    Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника: о структуре учебной деятельности. Интеллектуальные возможности младших школьников и содержание обучения // Избранные психологические труды. М., 1989. С.177-199, 212-257.

Тема 3.5. Психологические особенности подростка

Семинар 20,21. Подростковый возраст

1. Физиологические особенности подростка.

2. Чувство взрослости как форма самосознания и основное новообразование.

3. Диссинхронизация развития.

4. Стили семейного воспитания и развитие личности подростка.

5. Общение со сверстниками как ведущая деятельность.

6. Развитие психических процессов в подростковом возрасте.

Список литературы

    Кле М. Психология подростка. М.,1991.

    Кон И.С. Психология старшеклассника. М., 1982.

    Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л.,1983.

    Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Учебное пособие. М.,1999.

    Райс.Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. М., 2000.

Тема 3.6. Юношеский возраст

Семинар 22.23. Психология юношеского возраста

1. Юность и юношество в исторической перспективе как общественное явление, имеющее свою субкультуру.

2. Юность – молодость зрелости или старость детства. Два периода эпохи юности – переход от самоопределения к самореализации.

3. «Порог взрослой жизни» - как социальная ситуация развития в юности.

4. Основные проблемы и новообразования в юношеском возрасте.

5. Способность самовыражения.

6. Проблемы юношеского одиночества.

Список литературы

    Бернс Р. Развитие «Я-концепции» и воспитание. М., 1986. С. 169-225.

    Гаврилова Т.А. Новые исследования особенностей подросткового и юношеского возраста // Вопросы психологии. 1984. №1. С.152-156.

    Грановская Р.М. Элементы практической психологии. Л., 1988. С.262-272.

    Кле М. Психология подростка. Психосексуальное развитие. М., 1984.

    Кон И.С. Психология ранней юности. М., 1989.

    Кон И.С. В поисках себя. Личность и ее самосознание. М., 1984.

    Кутроне К.И. Поступление в колледж: одиночество и процесс социальной адаптации // Лабиринты одиночества / Под ред. Н.Е.Покровского. М., 1989.

    Личко А.К. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л., 1983.

    Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М., 1983. С.5-29, 59-84. Развитие личности ребенка / Под ред. А.М.Фокерева. М., 1987. С.231-266.

    Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту / Под ред. Н.В.Дубровской. М., 1987.

Тема 3.7. Психология зрелых возрастов.

Семинар 24, 25. Психическое развитие в зрелом возрасте

1. Молодость как начальный этап зрелости. Установление интимности, личных близких связей с другим человеком. Основная потребность зрелости. Роль в решении этой задачи любви и дружбы.

2. Специфика самореализации в профессиональной деятельности.

3. Кризис середины жизни, его психологический смысл.

4. Возрастно-психологическая специфика обучения в зрелом возрасте.

5. Поздняя зрелость. Критика понимания зрелости как «психической окаменелости».

Список литературы

    Ананьев Б.Г. Некоторые проблемы психологии взрослого // Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977. С.332-362.

    Возрастные особенности психических функций взрослых в период зрелости (41-46 лет) / Под ред. П.Я. Петрова. М., 1978.

    Грановская Р.М. Элементы практической психологии. Л., 1983. С. 377-389.

Семинар 26. Поздние возраста.

1. Старость в истории человечества. Биологические и социальные критерии и факторы старения.

2. Основные проблемы, социальная ситуация развития, ведущая деятельность в пожилом возрасте. Жизненная мудрость.

3. Старость и одиночество. Применение принципа «компенсации дефекта» к специфике старения. Профилактика старения.

4. Влияние истории жизненного пути личности на процесс старения.

5. Проблема трудовой деятельности в старости, ее возможности и значения для сохранения нормальной жизнедеятельности и долголетия. Психологическая готовность к уходу на пенсию.

Список литературы

    Аргайл М. Психология счастья. М., 1990.

    Бисьневска-Рошковска К. Новая жизнь после шестидесяти. М., 1989.

    Выготский Л.С. Дефект и компенсация // Собр.соч.: В 6 т. М., 1982-1984. Т.5. С.34-48.

    Грегор О. Жить не старея. М., 1992. С.246-269.

    Дыскин А.А., Решетюк А.Л. Здоровье и труд в пожилом возрасте. М., 1988.

    Каган М.С. Мир общения. М., 1988.

    Кон И.С. В поисках себя. Личность и ее самосознание. М., 1984. С.213-231.

    Панина Н.В. Особенности отношения к жизни на поздних этапах жизненного пути // Жизненный путь личности / Под ред. Л.В.Сохань. Киев, 1987. С.236-247.

    Першиц А.И., Смирнова Я.С., Геронтотимия – почитание // Природа. 1986. №5.

    Резников С.Г., Рожков А.Г. Жильцы дома-интерната для престарелых // Социологические исследования. 1991. С.71-73.

    Харди И. Врач, сестра, больной. Будапешт, 1974.

Задания для самостоятельной работы

Прочитать монографии Э.Эриксона «Детство и общество», Р.Бернса «Развитие Я-концепции и воспитание», Ж.Пиаже «Психология интеллекта. Генезис числа у ребенка. Логика и психология» и ответить на вопросы к монографиям

Вопросы к монографии Э.Эриксона:

    1. Почему концепция Э.Эриксона называется эпигенетической.

    2. Понятие «групповая идентичность» и «эгоидентичность».

    3. Особенности кризисов идентичности (на примере Сэма и морского пехотинца).

    4. Значение кризисов идентичности для развития личности.

    5. Сходства и различия теории Э.Эриксона и З.Фрейда.

    6. Понятие «модус органа» и «модальность поведения».

    7. Особенности воспитания и обучения у народов сиу и юрок.

    8. Стадии жизненного пути развития личности.

    9. Понятия «ритуал» и «ритуализация».

    10. Ритуализация как форма преодоления жизненных кризисов личности.

    11. Роль общества в развитии личности в концепции Э.Эриксона.

Вопросы к монографии Р.Бернса:

    1. Определение Я-концепции.

    2. Структура Я-концепции. Я-концепция и Я-образы.

    3. Я-концепция в различных психологических теориях (Джемс, фрейдизм, неофрейдизм, интеракционизм, гуманистическая психология).

    4. Психологические и педагогические подходы к пониманию Я-концепции.

    5. Соотношение возрастных и индивидуальных особенностей развития Я-концепции.

    6. Развитие Я-концепции в различные возрастные периоды.

    7. Проблема изменения Я-концепции.

    8. Экспериментальное изучение Я-концепции.

    9. Факторы развития позитивной Я-концепции.

    10. Самосознание, самооценка, Я-концепция: соотношение понятий.

    11. Я-концепция и социальная компетентность.

    12. Семейное воспитание и формирование Я-концепции.

    13. Развитие Я-концепции и межличностные взаимоотношения в школе.

    14. Я-концепция и развитие личности ребенка.

Вопросы к монографии Ж.Пиаже:

    1. Основные положения теории Ж.Пиаже.

    2. Экспериментальная и теоретическая полемика с основными положениями теории Ж.Пиаже.

    3. Определение интеллекта.

    4. Основные этапы развития мышления ребенка.

    5. Основные механизмы познавательного развития ребенка.

    6. Эгоцентризм детского мышления. Экспериментальные исследования феномена эгоцентризма.

    7. Понятие «субъекта», «объекта», «действия» в концепции Ж.Пиаже.

    8. Понятие «операции» и ее место в концепции Ж.Пиаже.

    9. Законы группировки и операциональное развитие интеллекта.

    10. Понятие структуры в концепции Ж.Пиаже.

    11. Навыки и сенсомоторный интеллект.

    12. Стадии интуитивного (наглядного) мышления. Феномены сохранения. Экспериментальное выявление феноменов сохранения.

    13. Понятие инвариантности и психического развития ребенка.

    14. Стадия конкретных операций.

    15. Стадия формально-логических операций.

    16. Социальные факторы интеллектуального развития.

    17. Методы исследования, предложенные Ж.Пиаже.

    18. Соотношение логики и психологии в изучении интеллектуального развития.

Примерный перечень тем курсовых работ

1. Проблема психического развития ребенка в зарубежной психологии

2. Феномен госпитализма в возрастной психологии

3. Феномен эгоцентризма в учении Ж. Пиаже.

4. Проблема психического развития ребенка в психоанализе

5. Психологические особенности учения взрослых

6. Влияние истории жизненного пути личности на процесс старения

7. Психологические аспекты адаптации студентов к условиям вузовского обучения

8. Исследование интересов современных студентов.

9. Проблема кризиса в возрастной психологии.

10. Проблема психического развития ребенка в психоанализе.

11. Психологические особенности подростковой агрессивности.

12. Влияние социального окружения на развитие самооценки подростков.

13. Проблема юношеского одиночества.

14. Психологические особенности 10-12-летних детей (''ничейная земля'').

Примерный перечень вопросов к зачету

    1. Предмет возрастной психологии. Историческое изменение предмета возрастной психологии.

    2. Место возрастной психологии в системе психологического знания.

    3. Основные задачи возрастной психологии.

    4. Исторический анализ понятия детства.

    5. Единицы анализа психического развития.

    6. Структура психологического возраста.

    7. Возрастная психология, генетическая психология, психология развития, психология детства.

    8. Проблема психического развития в возрастной психологии.

    9. Стратегия и методы исследования в возрастной психологии.

    10. Стратегия наблюдения

    11. Стратегия эксперимента в возрастной психологии

    12. Основные формы констатирующего эксперимента: «продольные» и «поперечные» срезы

    13. Стратегии формирующего эксперимента

    14. Значения кросскультурных исследований для решения задач возрастной психологии

    15. Естественно-научный и культурно-исторический подходы к проблеме развития

    16. Проблема движущих сил психического развития ребенка в зарубежной психологии

    17. Теория рекапитуляции. Критика биогенетического направления в исследовании детского развития

    18. Теория преформизма К.Бюлера о трех ступенях детского развития

    19. Концепция научения в бихевиоризме и методы исследования психики

    20. Структурный подход к исследованию психического развития в гештальтпсихологии (К.Коффка)

    21. Теория конвергенции двух факторов в психическом развитии В.Штерна

    22. Концепция психического развития ребенка А.Валлона

    23. Теория классического психоанализа З.Фрейда (понятия, стадии психосексуального развития)

    24. Школы психоанализа. Психоанализ детства в исследованиях М.Клейн и А.Фрейд.

    25. Основные понятия и стадии психосоциального развития в концепции Э.Эриксона

    26. Исходные принципы и основные понятия теории интеллектуального развития ребенка Ж.Пиаже

    27. Клинический метод исследования мышления в ранних работах Ж.Пиаже

    28. Учение Ж.Пиаже об эгоцентрической позиции ребенка. Проблема соотношения эгоцентрической речи и мышления Ж.Пиаже и Л.С.Выготского

    29. Учение Ж.Пиаже о развитии операционального интеллекта

    30. Период сенсомоторного интеллекта

    31. Период репрезентативного мышления

    32. Период репрезентативного мышления с опорой на высказывание

    33. Феномены Пиаже

    34. Законы Пиаже

Примерный перечень вопросов к экзамену

    1. Предмет возрастной психологии. Историческое изменение предмета возрастной психологии.

    2. Основные задачи возрастной психологии.

    3. Исторический анализ понятия детства.

    4. Единицы анализа психического развития.

    5. Структура психологического возраста.

    6. Возрастная психология и генетическая психология: общее и различное.

    7. Проблема психического развития в возрастной психологии.

    8. Стратегия и методы исследования в возрастной психологии.

    9. Стратегия наблюдения.

    10. Стратегия эксперимента в возрастной психологии.

    11. Основные формы констатирующего эксперимента: «продольные» и «поперечные» срезы.

    12. Стратегия формирующего эксперимента.

    13. Значение кросскультурных исследований для решения задач возрастной психологии.

    14. Естественно-научный и культурно-исторический подходы к проблеме развития.

    15. Теория рекапитуляции. Критика биогенетического направления в исследовании детского развития. (ст.Холл).

    16. Теория преформизма К.Бюлера о трех ступенях детского развития.

    17. Концепция научения в бихевиоризме и методы исследования психики.

    18. Структурный подход к исследованию психического развития в гештальтпсихологии (К.Коффка).

    19. Теория конвергенции двух факторов в психическом развитии В.Штерна.

    20. Концепция психического развития ребенка А.Валлона.

    21. Теория классического психоанализа З.Фрейда (понятия, стадии психосексуального развития).

    22. Школа психоанализа. Психоанализ детства в исследованиях М.Клейн и А.Фрейд.

    23. Основные понятия и стадии психосоциального развития в концепции Э.Эриксона.

    24. Исходные принципы и основные понятия теории интеллектуального развития ребенка Ж.Пиаже.

    25. Учение Ж.Пиаже об эгоцентрической позиции ребенка. Проблема соотношения эгоцентрической речи и мышления (Ж.Пиаже и Л.С.Выготский).

    26. Феномены Пиаже.

    27. Закон Пиаже.

    28. Теория культурно-исторического развития психики Л.С.Выготского.

    29. Проблема соотношения обучения и развития в трудах Л.С.Выготского.

    30. Роль наследственности и среды в психическом развитии ребенка.

    31. Роль деятельности в психическом развитии ребенка.

    32. Роль общения в психическом развитии ребенка.

    33. Проблема движущих сил, условий и источников психического развития ребенка в современной отечественной психологии.

    34. Проблема обучения и развития в современной отечественной и зарубежной психологии.

    35. Проблема генезиса и развития форм общения в онтогенезе.

    36. Проблема возрастной периодизации в отечественной и зарубежной психологии.

    37. Кризисы в психическом развитии, их роль и значение.

    38. Характеристика кризиса новорожденности.

    39. Основные закономерности психического развития ребенка в младенчестве.

    40. Влияние дефицита общения на психическое развитие ребенка. Феномен госпитализма.

    41. Основные закономерности развития ребенка в раннем возрасте.

    42. Кризис 3-х лет.

    43. Сюжетно-ролевая игра как ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста.

    44. Теории детской игры.

    45. Психологические особенности дошкольника.

    46. Значение изобразительной деятельности в психическом развитии ребенка.

    47. Психологическая готовность к школьному обучению, ее диагностика.

    48. Учебная деятельность, ее структура, закономерность становления и развития.

    49. Роль учебной деятельности в психическом развитии в младшем школьном возрасте.

    50. Психологические особенности младшего школьника.

    51. Психологические особенности подростка.

    52. Психологические особенности юношеского возраста.

    53. Психология зрелого возраста.

    54. Кризис середины жизни, его психологический смысл.

    55. Психология позднего возраста.

    56. Влияние истории жизненного пути личности на процесс старения.

Примерные задания тестового контроля

    1. Назовите автора теории рекапитуляции: а) Дж. Уотсон; б) Ст. Холл; в) К. Коффка; г) Б. Скиннер.

    2. Перечислите составляющие теории проформизма К. Бюлера: а) среда; б) дрессура; в) наследственность; г) интеллект; д) инстинкт; е) общение.

    3. Сколько периодов выделяет Ж. Пиаже в теории интеллектуального развития: а) 3; б) 6; в) 10.

    4. Назовите автора теории развития интеллекта: а) В. Штерн; б) Дж. Уотсон; в) Ж. Пиаже; г) Ш. Бюлер.

    5. Единицей анализа психологии развития является: а) социальная ситуация развития; б) кризис; в) возраст; г) ведущий тип деятельности. 1. К условиям развития согласно естественно - научной парадигме относится: а) общение; б) среда; в) наследственность; г) морфофизиологические особенности мозга.

    2. Назовите стадии детского развития по Д.Б. Эльконину, В.В. Давыдову: а) раннее детство; б) младенческий возраст; в) детство; г) ранний возраст; д) отрочество; е) дошкольный возраст; ж) младший школьный возраст; з) младший подростковый возраст.

    3. Из перечисленных кризисов являются малыми: а) кризис новорожденности; б) кризис 1 года; в) кризис 3 лет; г) кризис 7 лет; д) кризис 13 лет; е) кризис 15 лет; ж) кризис 18 лет.

    4. Какое из перечисленных утверждений является не верным: а) большие кризисы всегда связаны с новыми мотивами и потребностями, а малые – с операционально-технической стороной; б) согласно культурно-исторической концепции Л.С.Выготского источник развития находится внутри ребенка; в) если мы поймем, как развивается предметное действие, мы поймем, как происходит психическое развитие.

    5. Основными психическими новообразованиями подросткового возраста являются: а) произвольность поведения; б) чувство взрослости; в) внутренний план действия; г) интимно-личностное общение.

Автор

М.И.Постникова, кандидат психологических наук, доцент (ПГУ имени М.В.Ломоносова)

назадвверх
*разрешите JavaScript и/или нажмите "F5"
Rambler's Top100


Яндекс цитирования